Гомосексуальные отношения в Европе
Греки и римляне
О том, что однополые связи считались естественными у древних греков и римлян, наверно, слышали многие.
Греки открыто воспевали гомосексуальную любовь - чаще всего к подросткам и юношам. Известный древнегреческий философ Платон полагал, что любовь к юношам эмоционально столь же насыщенна и благородна, как любовь к женщинам, но значительно превосходит последнюю по степени духовности. Это не просто телесная страсть и жажда обладания, но и обмен высшими духовными ценностями. Хотя зрелый мужчина социально стоит выше мальчика, любви которого он добивается, он не имеет над ним власти. Он может, как тень, ходить за любимым, но не смеет даже объясниться ему в любви, пока тот не достигнет надлежащего возраста...
Впрочем, древние греки могли встречаться и со сверстниками. В Фивах существовал особый "священный отряд" из трёхсот любовников, который считался непобедимым, потому что струсить на глазах у возлюбленного, или тем более бросить его в бою было для воина гораздо страшнее смерти. В битве против македонцев при Херонее (338 до н. э.) все эти воины погибли, но ни один не сбежал и не отступил. Там же, в Фивах был воздвигнут храм Иолая, где влюбленные юноши приносили друг другу клятвы в верности и просили богов освятить их союз.
Римляне тоже вступали в однополые связи - но, в отличие от греков, в основном не с обычными парнями, а с пассивными рабами и проститутками. По римским понятиям, "иметь" таких партнёров не считалось зазорным, т.к. активные мужчины при этом как бы не утрачивали своей мужественности. Судя по всему, граждане Рима придумывали эти гомофобные понятия под влиянием евреев, которые считали для себя возможным гомосексуально использовать только пассивных рабов-гоев.
Однако, хотя римляне постепенно перенимали еврейские гомофобские идеи, римские поэты так же, как и греки, воспевали однополую любовь. В середине I века до н. э. Катулл без стеснения восхищался прекрасными юношами — причём он писал не о рабах, а о свободных гражданах. В той же манере творили Лукреций, Проперций, Тибулл, Вергилий, Гораций. Вергилий писал о любви двух воинов — Ниса и Эвриала, подчёркивая, что факт службы в армии свидетельствует об их мужественности, и следовательно ничего унизительного в подобных отношениях нет. По мнению поэта, такая любовь никак не противоречила римской морали, и даже наоборот, только утверждала римские ценности.
(См. http://www.neuronet.ru/sexology/chapt1105.html , http://equal-gay.com/2012/09/28/homosexualnost-v-drevnem-rime-1/ , http://prog-2011-2.blogspot.ru/2011/03/blog-post_3.html).
Гомофобы любят повторять, что Римская империя якобы погибла из-за царившего там гомосексуального разврата. Однако на самом деле по-настоящему серьёзные проблемы у римлян начались после того, как они приняли в качестве государственной религии гомофобное ЛЖЕхристианство, и гомофобия в римском обществе приобрела характер эпидемии ("христианство" в империи стало официальной религией в 380 году, после чего в 395 году государство распалось на две части, а в 476-м западная часть фактически прекратила своё существование). И это неудивительно, ведь по мнению учёных все жители нашей планеты бисексуальны, и поэтому хроническое гомосексуальное голодание превращает большинство граждан в агрессивных тугодумов. А такие люди в массе своей не способны к плодотворной деятельности - из истории известно, что практически все гомофобные государства рано или поздно прекращали своё существование. (См. http://prog-2011-2.blogspot.ru/2011/03/blog-post_1.html , http://bs-12.mypage.ru/).
Скифы
У скифов существовало жреческое сословие энареев - женоподобных гадателей, связанных с культом богини Артимпасы. Они носили женское платье, перенимали женские привычки и даже говорили, как женщины. Слово энарей происходит от иранского a-narya - «не мужественный». Как пишет Геродот, «искусство гадания даровано им Афродитою; они гадают при помощи липовой коры...». Энареи были выходцами из аристократии и пользовались значительным влиянием в скифском обществе.
Этруски
Согласно греческому историку Тимею (которого цитирует Афиней): «У тирренцев [этрусков] не считалось запретным иметь дело с мальчиками открыто, будучи активной или пассивной стороной, поскольку педерастия была в обычае этой страны. … Слуги приводят им куртизанок, или красивых мальчиков, или женщин, оставляя светильники непогашенными. Когда они пресыщаются наслаждениями, они призывают молодых мужчин в самом расцвете лет и также заставляют их испытывать удовольствие с этими куртизанками, мальчиками или женщинами. Иногда они наблюдают друг за другом, отдавая дань уважения любви и соитию, но чаще опускают занавес, прикрепленный к ложу. Они очень любят общество женщин, но большее удовольствие испытывают в компании мальчиков и юношей».
Кельты
По словам Аристотеля, у «кельтов и, может быть, некоторых других, … явным преимуществом пользуется сожительство с мужчинами». Диодор пишет: «Имея женщин прекрасной наружности, галлы уделяют им мало внимания, будучи сверх меры одержимы безумной страстью к мужским объятиям: в обыкновении у них спать прямо на земле на звериных шкурах, перекатываясь вместе с возлюбленными, которые находятся и с той и с другой стороны. Самое же удивительное из всего то, что, не заботясь о благопристойности, они легко отдают другим прелесть своего тела, отнюдь не считая это позорным, но более того: бесчестным считают того, кто, будучи желанным, не принимает предлагаемого дара». По Страбону, у них «не считается постыдным для юношей щедро расточать свою юношескую прелесть». Учитывая этнографические параллели, видна связь подобных отношений с институтом мужских союзов и совместным воспитанием юношей.
Ирландский эпос, записанный монахами в средние века, видимо, не содержит прямых упоминаний о гомосексуальных отношениях, хотя некоторые эпизоды могут быть истолкованы как намеки на них (в частности, дружба Кухулина и Фер Диада, а также детали саги «Разрушение Дома Да Дерга»). «Отношения между comaltae [побратимами] являются постоянно повторяющимся мотивом [ирландских] саг». Кухулин, оплакивая друга, говорит: «Мил мне был облик прекрасный твой: // Нежных ланит цвет огневой, // Синяя ясность твоих очей, // Благородство осанки, мудрость речей!»
Германцы
Греческий философ II века Секст Эмпирик, рассуждая о мужеложстве, замечает: «у германцев же, говорят, оно [мужеложство] не постыдно, но считается одной из обычных вещей». Прокопий Кесарийский упоминает обычай мужеложства у племени герулов.
Рассказывая о германском племени тайфалов, Аммиан Марцеллин (IV век) упоминает, что у них мужчины вступают в связь с юношами, которая завершается, лишь когда юноша «возмужав, один на один поймает кабана или убьет огромного медведя». В этом описании видят связь с обычаем инициации (перехода в другой возрастной класс).
(Из Википедии).
Славяне
Гомосексуальное поведение широко наблюдалось уже у древних славян. Ещё Геродот недвусмысленно рассказывал о женоподобных жрецах и прорицателях у скифов и соседствующих с ними южных славян, а также о сексуальных оргиях (в том числе однополых), которые были особенно популярны среди воинов.
Эпоха древних восточных славян не оставила достаточных письменных или иных источников, из которых можно было бы сделать детальные выводы об однополых страстях среди наших далёких предков. Но то, что страсти эти кипели и бурлили, очевидно.
(http://squeer.ru/special/history/item/homoseksualnost-v-kievskoi-rusi).
Кстати, по мнению ряда исследователей, славяне и скифы - это просто разные названия одного народа (см. выше).
Многие славяне продолжали вступать в однополые связи и после т.н. "крещения" Руси (когда гомофобия уже начала распространяться среди населения, но, вероятно, ещё не приобрела характер общенационального бедствия). Об этом писали, иногда с удивлением или негодованием, почти все иностранные путешественники - к примеру, Герберштейн, Олеарий, Маржерет и др. Причем, по словам иностранцев, гомосексуальные наклонности встречались во всех слоях населения - от крестьян до царствующих особ.
Несмотря на то, что "крещение" Руси состоялось в 10-м веке, законодательный запрет на мужеложство был введён в России только в 18-м столетии. Впрочем, однополым сексом тогда запретили заниматься исключительно военнослужащим. На гражданское мужское население этот запрет распространился в 19-м веке. И менее чем через сто лет Российская империя повторила судьбу Римской империи, т.е. прекратила своё существование... (см. выше раздел "Греки и римляне", http://bs-12.mypage.ru/).
Гомосексуальные отношения в Америке
Во время путешествий по Северной Америке в середине XVII века французские миссионеры и исследователи заметили среди аборигенов мужчин, которые исполняли роль женщин и носили женскую одежду, избирая себе в качестве сексуальных партнеров лиц мужского пола.
По отношению к этим мужчинам, а также женщинам, которые носили мужское платье, принимали участие в охоте, военных битвах и других мужских занятиях, было применено французское слово "berdache" (мужчина-гомосексуалист).
Испанский исследователь Кабеза де Вака впервые сделал в своем дневнике запись об этом явлении еще в 1530 году.
Позже, в 17-м веке многие испанские конкистадоры, католические миссионеры, французские торговцы пушниной и британские колонисты сообщали о фактах проживания бердашей во множестве племен. Антропологи документально обозначили данное явление как "третий пол", обнаружив аналогичный статус не менее чем у 120 других североамериканских племен и во многих культурах во всем мире.
Отношения с представителями "третьего пола" были широко распространены практически во всех крупных племенах - у ирокезов на северо-востоке, вдоль всего восточного побережья и у племен пима, навахо, иллинойс, арапахо и мохаве на Великих Равнинах; в племенах яки и сапотеков в Мексике, в нескольких южноамериканских племенах и среди эскимосов Аляски.
Бердаши-мужчины часто становились адвокатами, врачами, священниками, колдунами и знахарями.
Они рассматривались как своего рода святые.
(http://kotomysh.livejournal.com/340515.html).
Гомосексуальные отношения в Азии и Африке
Шумеры и евреи
Шумеры (не являвшиеся семитами жители Южной Месопотамии) создали одну из первых известных цивилизаций в истории человечества.
Об отношениях между шумерскими мужчинами можно судить по "Эпосу о Гильгамеше", в котором воспевается дружба правителя Гильгамеша и дикаря Энкиду. Ряд мест в тексте этого сочинения указывает на то, что друзья были гомо/бисексуалами. Так например, сначала Гильгамеш видит неясный образ своего будущего друга в вещем сне, и пересказывает сон своей матери: "Полюбил я его, как к жене прилепился" (слова "друг мой любимый", "как к жене прилепился" и т.п. повторяются в данном произведении неоднократно). Мать помогает сыну истолковать сон и явно одобряет его будущие отношения с Энкиду...
По всей видимости, изначально шумеры не страдали гомофобскими предрассудками. Гомофобные настроения среди потомков древних шумеров начали распространяться только спустя тысячу с лишним лет после правления Гильгамеша.
Среди прочих народов в Месопотамии проживали также и евреи, которые затем переселились в Египет, Палестину и написали по мотивам шумерских легенд собственные иудаистские тексты. Поначалу еврейские религиозные лидеры не осуждали добровольные однополые связи. Более того, в иудейском писании, Торе, даже рассказывается история гомосексуальных отношений Давида и Ионафана, имеющая ряд заимствований из шумерского эпоса: Давид, как и Гильгамеш, убивает в схватке великана, герои в обоих произведениях клянутся в верности любимым, а потом возлюбленный главного героя уходит из жизни и герой горько его оплакивает.
Однако впоследствии в еврейском обществе воцарились гомофобские настроения, которые затем были распространены радикальными иудеями практически по всей планете. Распространялись они, разумеется, не сразу - в том числе и среди евреев. Сначала однополые отношения считались у иудеев "угодными пред очами Господа" - такой вывод можно сделать из текстов о Давиде. Впрочем, из этих же текстов следует, что уже во 2-м тысячелетии до н. э. некоторые евреи могли считать гомосексуальные связи "срамом".
Потом иудейские лидеры запретили мужчинам вступать в половую связь с мужчинами под страхом смертной казни. Но однополое влечение древние евреи в результате этого испытывать, естественно, не перестали. Поэтому они стали удовлетворять свои гомосексуальные потребности в основном с пассивными гоями-рабами, оправдывая себя тем, что гои в соответствии с иудаистскими представлениями не являются людьми, а значит не являются и мужчинами - и следовательно с этими "не мужчинами" можно заниматься сексом, не нарушая религиозные запреты.
Вероятно, первыми неевреями, которые частично переняли от евреев гомофобские понятия, стали древние египтяне - см. ниже. (Читайте также http://prog-2011-2.blogspot.ru/2010/11/blog-post.html , http://prog-2011-2.blogspot.ru/2011/03/blog-post_3.html).
Древняя Индия
Судя по всему, жители древней Индии не считали однополые связи чем-то необычным или ненормальным. В индуистской священной книге Шримад Бхагаватам, которая, как считается, повествует о событиях, происходивших более пяти тысяч лет назад, и была составлена из различных источников в средние века, рассказывается о благочестивом бисексуале Агнидхре. Данный персонаж там называется ЛУЧШИМ из царей и по сути утверждает, что ЛЮБОЙ из его современников может влюбиться в юношу. Кроме того, в Шримад Бхагаватам написано, что Агнидхра обладал "блистательным умом, обширными познаниями [...] и великодушием", а также, "Строго следуя религиозным заповедям, [...] заботился о жителях Джамбудвипы так, словно это были его дети." (с). Следовательно, бисексуальность Агнидхры никак не противоречила упомянутым религиозным заповедям.
Однако на индуистов сильно повлияли оккупировавшие Индию радикальные исламисты и псевдохристиане, в результате чего гомофобия проникла в индуистские вероучения и индийское законодательство.
(См. http://antiseksofob.myqip.ru/?1-5-0-00000009-000-0-0-1364615995).
Древний Китай
Как пишет Роберт X. ван Гулик в своей ставшей классикой книге «Сексуальная жизнь в Древнем Китае», в течение последних столетий прошлой эры и в первом столетии нынешней мужской гомосексуализм пользовался в Китае большой популярностью. Первые три императора династии Хань, например, держали при себе «напудренных и нарумяненных мальчиков»...
В период пяти династий, 907 — 960 годы, половые отношения между мальчиками и мужчинами были общепризнанной нормой.
Шесть столетий спустя, «когда иезуит Маттео Риччи посетил Пекин в 1583 году и затем в 1609 — 1610 годах, он столкнулся с тем, что мужская проституция была абсолютно законной и практиковалась открыто. ...К ужасу иезуита, он не встретил никого, кто бы видел в ней что-либо дурное. И через несколько сот лет европейские путешественники отмечали в своих записках, что в Китае никто не стыдится гомосексуализма. Правительственные чиновники открыто появлялись в обществе с четырнадцати-восемнадцатилетними мальчиками, носившими за ними трубки, а мужские публичные дома действовали и в Гуанчжоу, и в других городах».
(https://marinalondon.jimdo.com/2013/08/01/%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8B%D0%B5-%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B2-%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8/).
Древняя Япония
В Японии гомосексуализм процветал среди военной аристократии. Воин-самурай на войну обязательно отправлялся в сопровождении своего юного любовника. Письменные источники изображают эти взаимоотношения в духе высокой романтики, покоящимися на неумирающей верности.
Буддизм практически не ставил никаких препятствий мужскому гомосексуализму. «Японский буддизм, казалось, вообще игнорировал гомосексуализм… Буддийским монахам не разрешалось вступать в половые отношения с женщинами; а поскольку на сексуального партнера-мужчину этот запрет не распространялся, у многих монахов были любовники-юноши, и эта практика считалась вполне допустимой. Иезуитский миссионер Франциск Ксавье описал состояние шока, в которое его привело абсолютное равнодушие населения к откровенному гомосексуализму буддийских священников. Иезуит побывал в Японии в 1549 году. В кодексе законов того времени гомосексуализм даже не упоминается».
Арабы
Немецкий историк X века Майкл Гудик писал: «…в арабских странах мужской гомосексуализм фактически одобряется вплоть до наших дней». А один из величайших в мире знатоков ислама Маршалл Дж. С. Ходжсон говорит: «Сексуальные взаимоотношения между взрослым мужчиной и находящимся у него в подчинении юношей всегда одобрялись в высших кругах, поэтому не было никакой нужды скрывать или как-то маскировать их».
«Среди говорящих по-арабски горцев Северного Марокко широко распространено убеждение, что мальчик не сможет постичь Коран, если книжник не совершит с ним половой акт. И ученик торговца научится торговать только после того, как вступит в сношение с хозяином», — писал в своей работе 1926 года Эдвард Вэстермарк.
Древний Египет
Отношение к гомосексуальности в Древнем Египте менялось на всем протяжении истории существования этого государства. Египтяне принимали любовь между мужчинами (или между женщинами), но отвергали любые развращенные действия, не имеющие ничего общего с чувствами. По сравнению с Древней Грецией в Египте гомосексуальные отношения были более приземленными. Однако историки не опровергают предположение, что именно здесь зародился и одно время существовал институт однополого брака. Подтверждением этой теории является гробница Кнумхотепа и Нианкхнума, рисунки которой недвусмысленно показывают любовные отношения между этими мужчинами, хотя некоторые египтологи настаивают на братских отношениях между ними.
Многие исследователи в своих работах подчеркивают, что у египтян, как и у других народов Великой Древности, отсутствовало понятие гомо- и гетеросексуальности. И это очень важный момент, который может сказать о многом. Религиозные представления древности не подвергали сомнению изначальную человеческую бисексуальность.
(http://totalcomingout.ru/sex/ancient-same-sex-relationships/).
_________________________________________________________
P.S. В приведённых текстах описываются в основном мужские гомосексуальные отношения. Однако женщины в разных странах тоже всегда вступали в однополые связи. Но поскольку гомофобы относятся к женской гомосексуальности относительно спокойно, а иногда даже и с одобрением - уделять особое внимание теме лесбийских отношений в данном материале было бы нецелесообразно.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Составитель подборки не пытается кого-либо оскорбить, не призывает к противозаконным действиям и не утверждает, что все без исключения представители прямо либо косвенно упомянутых национальных, социальных и прочих групп неполноценны, опасны для общества и т.п.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Читайте также другие материалы на сайте "Религии и гомосексуальность" - https://sites.google.com/site/religiiigomoseksualnost/ .
________________________________________________________